Кичайкина Вера
Введение
1. Человек как субъект социализации
2. Человек как жертва процесса социализации
3. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации
4. Самоизменение человека в процессе социализации
5. Список литературы
Введение
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д.
Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают специфический и неидентичный характер этих требований. Содержание же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются [3].
Э. Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации. «Общество, - писал он, - может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности». Поэтому оно стремится сформировать человека «по своему образцу», т.е. утверждая приоритет общества в процессе социализации человека.
Взгляды Э. Дюркгейма во многом стали основанием, разработанной Т. Парсонсом, развернутой социологической теории функционирования общества, описывающей, в том числе и процессы интеграции человека в социальную систему [1].
Т. Парсонс определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как «освоение реквизита ориентации для удовлетворительного функционирования в роли». Универсальная задача социализации - сформировать у вступающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате этого следование общепринятым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.
Теории Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали и продолжают оказывать большое влияние на многих исследователей социализации. До сегодняшнего времени многие из них рассматривают человека лишь как объект социализации, а ее саму как субъект - объектный процесс (где субъектом выступает общество или его составляющие). В концентрированном виде этот подход представлен в типичном определении социализации, данном в Международном словаре педагогических терминов (Г. Терри Пейдж, Дж. Б. Томас, Алан Р. Маршалл, 1987): «Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми» [4].
1. Человек как субъект социализации.
Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.
В основу рассмотрения человека как субъекта социализации легли концепции американских ученых Ч.X. Кули, У.И. Томаса и Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида.
Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.
У. Томас и Ф. Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей. Изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, т.е. рассматривать их как субъектов социальной жизни.
Дж. Мид, разрабатывая направление, получившее название символического интеракционизма, центральным понятием социальной психологии считал «межиндивидуальное взаимодействие». Совокупность процессов взаимодействия, по Миду, формирует общество и социального индивида. С одной стороны, богатство и своеобразие имеющихся у того или иного индивидуального Я реакций и способов действий зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует. А с другой стороны - социальный индивид является источником движения и развития общества.
Идеи Ч.X. Кули, У.И. Томаса, Ф. Знанецкого и Дж.Г. Мида оказали мощное влияние на изучение человека как субъекта социализации, на разработку концепций социализации в русле субъект - субъектного подхода. Авторы десятитомной Международной энциклопедии по вопросам воспитания (1985) констатируют, что «последние исследования характеризуют социализацию как систему коммуникационного взаимодействия общества и индивида».
Субъектом социализации человек становится объективно, так как на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели [5].
Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой – процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Анализ теоретических основ процесса социализации позволяет говорить о существовании уже у античных философов идеи зависимости воспитания человека от общества, получившей дальнейшее развитие в философии, психологии, педагогике [5].
Многочисленные западные концепции социализации, основываясь на философии экзистенционализма, прагматизма и др., лежат в основе различных исследований (факторов социализации: семьи, школы, общества сверстников и пр.; проблем социальных конфликтов, формирования ролевых стереотипов и т.д.). Отечественная наука основывается на материалистической теории социализации, исходный момент которой составляет положение об определяющей роли социума в формировании личности.
Процесс социализации предстает как взаимодействие двух сторон: социальной среды и личности человека. С позиции воздействия социальной среды на человека социализация предстает как передача социального опыта обществом и его усвоение человеком (репродуктивная деятельность). Воздействие человека на среду осуществляется в результате преобразования социального опыта (творческая деятельность). Соотношение этих видов деятельности является показателем социальной активности и социальной зрелости личности.
Социализация как процесс воздействия на развитие личности существует в двух видах: направленная и ненаправленная. Первая характеризуется специально созданной системой средств воздействия (общественное воспитание, образование, массовая информация и т.д.). Вторая – стихийная, представлена непосредственным окружением человека, воздействующим на его развитие [8].
Таким образом, как целостность индивидуального бытия социализация представляет собой процесс расширения и усложнения социальных связей личности с внешним миром, в результате которого создаются условия для саморазвития и самореализации личности, вырабатывается ее определенное отношение к окружающему миру, к самой себе, собственной деятельности.
Принято считать, что социализация формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Представления о полноценном члене общества менялись в процессе исторического развития, различаются они и в современном обществе. Любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Однако содержание этих идеалов весьма существенно различается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя. В то же время в современную эпоху можно констатировать, что идеал полноценного члена общества имеет много характеристик, общих или более или менее сходных для различных обществ. Соответственно и процесс социализации в различных обществах, сохраняя определенную специфику, приобретает ряд универсальных и сходных характеристик, что связано с глобальными общепланетарными и общемировыми тенденциями (от урбанизации и информатизации до экологических и демографических сдвигов).
Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (успешность поло-ролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), создали прочную семью (усвоили семейные роли), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д. Все это характеризует человека как объект социализации. Но сущность ее этим не исчерпывается. Человек становится полноценным членом общества будучи не только объектом, но и субъектом социализации.
Как субъект человек в процессе социализации не просто усваивает социальные нормы и культурные ценности общества. Это усвоение идет в неразрывном единстве с реализацией активности человека, его саморазвитием и самореализацией в обществе. Таким образом, для человека как для субъекта социализации она становится успешной, если в процессе ее получает развитие его личность.
Однако человек не только объект и субъект социализации. Он может стать и ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой – способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению. Таким образом, можно сказать, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью идентификации человека с обществом и степенью обособления его в обществе.
Человек, полностью адаптированный в обществе и неспособный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, неадаптированный в обществе, также становится жертвой социализации – правонарушителем, девиантом и т.д. [9].
Величина, острота и проявленность такого конфликта связаны как с типом общества, в котором развивается и живет человек, так и со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоев общества, конкретных семей и воспитательных групп и организаций.
Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.
Частные вопросы, касающиеся различных типов неблагоприятных условий социализации, рассматриваются в социологии, социальной психологии, психиатрии. В современной практике имеется некоторый опыт оказания педагогической помощи таким людям, а также некоторая законодательная база. Однако впервые системный подход в русле социальной педагогики в рассмотрении фундаментального социального феномена, каким является человек – жертва процесса социализации, использовал А.В.Мудрик, разработавший концепцию социально-педагогической виктимологии как самостоятельной отрасли знаний.
Социально-педагогическую виктимологию можно определить как отрасль знаний, в которой:
1) на междисциплинарном уровне изучается развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также статус в условиях конкретного общества, предопределяющий или создающий условия для неравенства или дефицита возможностей для «жизненного старта» и физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации;
2) разрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации и коррекции тех обстоятельств, благодаря которым человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.
Поскольку объективно имеется социально-педагогическое явление виктимологии, следовательно, возникает потребность в подготовке педагога к работе с детьми, ставшими жертвами неблагоприятных условий социализации.
Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются дети-инвалиды, дети с психосоматическими дефектами и отклонениями. Также явно к числу жертв относятся сироты и все дети, находящиеся на попечении государства или общественных организаций. Потенциальными жертвами можно считать людей, находящихся в пограничных психических состояниях или с акцентуациями характера; мигрантов и эмигрантов, детей, родившихся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнями; метисов и представителей иных национальных групп в местах компактного проживания другого этноса [4].
Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу жертв неблагоприятных условий социализации, имеют постоянный характер (сиротство, инвалидность), другие проявляются на определенном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания); одни – неустранимы (сиротство), другие могут быть предотвращены или изменены (различные социальные отклонения, противоправное поведение и т.д.).
Можно выделить объективные и субъективные факторы, благодаря которым человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.
Объективными факторами виктимизации человека могут стать: природно-климатические условия страны, региона, местности, поселения; общество и государство, в которых он живет; катастрофы (войны, стихийные бедствия); нестабильность развития общества; специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов, в которых он живет; группа сверстников, если она имеет асоциальную направленность; семья [9].
Есть обстоятельства, в которых жертвой станет любой человек (сиротство), но во многом это зависит от индивидуальных особенностей как на индивидном, так и на личностном уровнях.
На индивидном уровне виктимизация человека в тех или иных обстоятельствах зависит от темперамента и некоторых характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушающему и девиантному поведению [8].
На личностном уровне это зависит от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека (степень устойчивости и гибкости человека, развитость у него навыков, рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и др.).
Безусловно, рассмотрение процесса социализации человека в максимально полном объеме, анализ различных факторов социализации, выявление тенденций этого процесса, определение его позитивных и негативных возможностей, поиск способов использования их усиления позитивных, нивелирование и компенсации негативных его сторон является одной из важнейших задач социальной педагогики и других социальных наук.
Отклонения в социализации, выявленные по разным признакам, могут быть преодолены путем коррекции процесса, содержание которой определяется тем, какова степень отклонения, в чем оно проявляется или может проявиться.
Наиболее трудно поддается изменениям в лучшую сторону социализация как совокупность установленных обществом социокультурных процессов, когда в обществе изменяются условия, а его социализационная функция не отрегулирована. А в кризисном обществе коррекция социализации связана с лечением самого социума.
Коррекция на уровне институтов социализации не менее сложна. Например, частичное изменение социализационного процесса в системе образования может быть связано с поправками в законодательстве об образовании, пересмотром образовательных стандартов, программ, подготовкой и переподготовкой педагогических кадров, строительством учебных заведений, увеличением финансирования и т.д. [7].
Коррекция социализации на уровне конкретных социальных групп и отдельных индивидов становится предметом социальной работы. В случае отклонений в поведении индивидов, квалифицируемых как преступления, индивид подлежит ресоциализации в исправительных учреждениях.
Из всего вышесказанного очевидно, что социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и довольно многочисленными факторами, группами, организациями и осуществляется с помощью ряда механизмов. Их функции, место и роль в процессе социализации в целом и на различных возрастных этапах не только дополняют друг друга, но и в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Все это объективно обусловливает определенную степень автономности человека, которая необходима для формирования личности, способной самостоятельно принимать решения, противостоять внешнему давлению и т.д. В то же время в автономии заложена и возможность появления социальных аномалий, отклоняющегося поведения и прочее [8].
2. Человек как жертва процесса социализации.
Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.
Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее - части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.
Таким образом, можно констатировать, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем [4].
Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой - то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации - диссидентом (инакомыслящим), правонарушителем или еще как - то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни [5].
3. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации.
4. Самоизменение человека в процессе социализации.
Список литературы
1. Дюркгейм, Э. Метод социологии. – Киев; Харьков, 1899. – 115с.
2. Кантор, В. Русский европеец как задача России // Русская мысль, Париж, 1999, № 4279, 22 — 28 июля; № 4280, 29 июля — 4 августа.
3. Левко, А. И. Социальная педагогика : Учеб.пособие для студ. пед. спец. высш. учеб. заведений / А. И. Левко. - Мн. : ИВЦ Минфина, 2003. - 340с. - Библиогр.:с.335-338. - ISBN 985-6648-28-9.
4. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : Учебник для студ.пед.вузов / А. В. Мудрик ; Мудрик А.В. - 3-е изд.,испр.и доп. - М. : Академия, 2000. - 200с. - (Высшее образование). - Библиогр.в конце гл. - ISBN 5-7695-0640-7.
5. Мудрик, А.В. Социализация и «смутное время» / А.В. Мудрик. – Москва : Знание, 1991. – 80 с. – (Новое в жизни, науке, технике ; 3. Серия "Педагогика и психология") . – ISBN 5-07001688-1.
6. Мудрик, А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе / А. В. Мудрик. М. : Знание, 1983. 96 с.
7. Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обуч. по спец. "Соц. педагогика" / Ф. А. Мустаева. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Москва : Екатеринбург : Академический проект : Деловая книга, 2002. - 415 с. - (Gaudeamus) - ISBN 5-8291-0158-0.
8. Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко. - М. : Народное образование; Школьные технологии, 2002. - 176с. - ISBN 5-87953-163-5.
9. Социальная педагогика: Курс лекций : Учеб.пособие для студ.вузов / М. А. Галагузова [и др.] ; Общ.ред. Галагузова М.А. - М. : Гуманитарный изд.центр "Владос", 2000. - 416с. - ISBN 5-691-00372-0.