Егорова Елена
1. Социальная работа в германии
2. Социальная работа во Франции на современном этапе
3. Социальная работа в США
4. Основы социальной работы в Швеции
5. Социальная работа в Великобритании
1. Социальная работа в Германии
В 1880 г. по инициативе Германского конгресса по благотворительности был основан Германский благотворительный союз заботы о бедных. В 1919 г. он был переименован на Германском съезде благотворительности в Германский союз государственного и частного попечительства. Это центральный союз, объединяющий государственные, частные, общественные учреждения, а также отдельных лиц, занимающихся реализацией социальной работы в ФРГ. Германский союз служит платформой для содружества практиков, социальных педагогов и ученых в деле координации социальных инициатив в сфере социальной помощи, в том числе помощи молодежи и здравоохранению.
Со стороны государства сюда вошли представители на федеральном уровне, уровне федеральных земель, свободных городов и округов. От общественных организаций в союз входят Объединения благотворительности для рабочих, католический «Каритас», Паритетный союз, Германский Красный Крест, Союз милосердия Евангелической церкви и т.д. В него также вошли отдельные лица, прежде всего социальные работники, управленцы, руководители правлений и объединений, известные общественные деятели. В работе Союза участвуют учебные заведения, исследовательские институты, учреждения практической социальной работы.
По уставу, утвержденному собранием членов Союза 2 октября 1991 г. в Хейльбронне, главная цель союза – воплощение идей социальной работы, особенно там, где речь идет о государственной, общественной и частной социальной поддержке, помощи молодожи и здравоохранению в ФРГ. Его основными задачами являются выдвижение инициатив в области социальной политики, выработка практических рекомендаций по осуществлению государственной, общественной и частной социальной работы; экспертная деятельность в области социального права; создание информационного банка для специалистов; повышение квалификации ведущих кадров и сотрудников в социальной сфере, поддержка значимых для социальной работы наук, изучение опыта и оценка развития социльной работы в других странах, развитие международного сотрудничества и обмена опытом; издание трудов и прочих публикаций по вопросам социальной сферы.
Во главе Союза стоит председатель, имеющий четырех заместителей. Эксперты разделены по комиссиям; 1) социальная помощь и социальная политика; 2) помощь молодежи, продвижение молодежи, молодежная политика; 3) оказание помощи семье, политика способствования семейным отношениям; 4) помощь здравоохранению, политика в области здравоохранения; 5) помощь людям преклонного возраста; 6) помощь инвалидам с детства; 7) помощь инвалидам, ставшим таковыми в результате несчастного случая; 8) социальные профессии; 9) организация социальных служб; 10) планирование в области социальной работы.
Необходимо отметить, что в ФРГ проводят границу между социальной работой и социальной педагогикой. Социальная работа связана с помощью, уходом и заботой по отношению к клиенту. Социальная педагогика занимается в основном вопросами непосредственного воспитания и образования клиентов. В деятельности социального работника на практике воплощается социальная политика государства. Социальный работник по большому счету занят решением социальных проблем. Осуществление социальной работы становится важным общественно-политическим фактором.
В ФРГ для социальных услуг характерно то, что они из частного независимого сектора все больше переходят под опеку государства. Для решения социальных вопросов пользуются также услугами добровольцев, безвозмездно пытающихся помочь людям, попавшим в беду (ежегодно эти люди экономят казне несколько миллиардов немецких марок), и услугами оплачиваемого персонала.
Государство ставит перед социальными работниками задачу преодоления их клиентами зависимости от социальной помощи, включения некогда безработных в процессы, происходящие на рынке труда. Реализуются также и другие принципы развития социального государства, которые себя оправдали и на которых строится будущее. К ним относятся: а) самоуправление сферой социального обеспечения, б) обеспечение по старости, в) развитие системы независимой благотворительной помощи.
Социальные услуги можно типологизировать по их содержанию: 1) консультационные; 2) врачебные; 3) информационные; 4) правовые (с контрольной функцией); 5) по общему уходу (исключая врачебные); 6) организационные.
Таким образом можно сделать некоторые предварительные обобщения.
Под социальными услугами в ФРГ понимаются услуги, оказываемые слабо защищенным в социальном плане слоям населения в некоммерческих учреждениях и направленные на выравнивание жизненного уровня граждан.
Типологию социальных услуг можно определить: в зависимости от их целей и задач; по правовому базису т.е., что за организация или учреждение их оказывает; по виду и форме их оказания.
Гарантированная система социальных услуг существует для граждан с момента их рождения; иностранцы, проживающие в ФРГ, также пользуются социальными услугами.
Оказание социальных услуг в ФРГ опирается на правовую базу федерального законодательства и законодательства федеральных земель. Если возникают недоразумения, то в силу вступает закон.
Большинство социальных служб образованы в результате различных частных начинании, как, например, пожертвования церквей или богатых горожан или же различных альтернативных движений, профсоюзов, групп содействия, ассоциаций и молодежных движений. Это может быть выражено в форме или сиротских домов, или поддержки людей с физическими недостатками, или пожилых людей, молодежных клубов, приютов для женщин, которые подвергаются избиениям, и т.д.
И наконец, социальная служба может быть регламентирована законом или некоторыми актами как всеобщая обязанность в данном обществе и, как следствие этого, – объединена в бюджетную систему.
2. Социальная работа во Франции на современном этапе
Система социального обеспечения и социальной работы является неотъемлемой частью любого современного общества. Точнее, ее можно было бы назвать даже критерием развития современного общества. Наиболее развитые страны современного мира прошли длительный путь социальных конфликтов, которые порой оборачивались подлинными катастрофами; сама социальная катастрофа революции и гражданской войны являлась единственным фактором прогресса. Трансформация, которую претерпели развитые страны в Новейшее время, позволила значительно снизить уровень интенсивности классового конфликта и открыла - хотя бы гипотетически - возможность ненасильственной эволюции общества. Снижение уровня классовой напряженности во многом стало возможным благодаря развитию системы социальной работы и социального обеспечения, которые наряду с общими тенденциями общественно-экономического развития способствовали нивелированию контрастов социальной стратификации.
В Западной Европе институт социальной работы как государственное явление начал функционировать с конца XIX века. Социальная сфера западноевропейских стран уже давно оформилась в стройную систему, механизмы которой действуют как единый отлаженный организм. Педагогизация процесса оказания помощи происходила по мере развития социальной сферы.
Весьма интересным в этом отношении является опыт Франции. Осуществив децентрализацию своей социальной политики (Законом децентрализации 1982-83 гг.), она предоставила своим департаментам и территориям возможность самостоятельно решать свои социальные проблемы и строить свою собственную модель социальной защиты. Социальная работа во Франции, на наш взгляд, изобилует интересными и эффективными педагогическими технологиями.
Франции имеет значительные успехи в организации социальной практики, отвечающей высоким требованиям социальной политики, научной обоснованности и характеризующейся эффективным процессом подготовки специалистов социальной сферы.
Французская система социальной защиты населения сформировалась в 40-60-ее гг. XX вв. Ее отличительной чертой является сложность классификации профессий, включенных в спектр социальной работы. По данным Министерства статистики Франции, в январе 1998 года около 800 000 обладателей тридцати семи различных дипломов можно было объединить под общим названием «социальный работник».
Самой многочисленной группой являются «мамы-воспитатели домашнего детского сада» (assitante maternelle) (380 000 чел.), которые были приравнены к квалифицированным «социальным работникам» по закону 1992 года. Домашний воспитатель работает на основе официального соглашения с Городским советом. Это соглашение необходимо зарегистрировать в городском Центре по охране материнства и детства, а чтобы заключить его, нужно пройти 60-часовой учебный курс и получить аттестацию. Воспитатель домашнего детского сада может одновременно работать с тремя детьми (максимум), это могут быть как собственные дети (но не младше 3-х лет), так и чужие
Домашние детские сады создаются с учетом строгих санитарных и строительных норм, принятым во Франции. Также дети, поступая в домашний детский сад, должны быть привиты по возрасту, а в течение дня находятся под строгим врачебным надзором.
Во Франции, к социальным работникам также относят социальных педагогов, специалистов по уходу, помощников по хозяйству и посредников в социальной сфере.
Роль «специалистов (помощников) социальной службы» (это около 38 000 чел.) заключается в вовлечении в социальные программы всех категорий населения, в том числе психически больных, инвалидов и пожилых; в обеспечении прав и защите различных категорий семей. Специалист по социальному обслуживанию или социальной помощи работает с отдельными лицами, семьями и группами, которые нуждаются в социальной поддержке, социальной интеграции и независимости. Учитывая запросы и индивидуальные потребности, он выслушивает, консультирует, помогает людям. В связи с тем, что специалист в процессе своей работы сталкивается с очень разными проблемами, его профессиональная подготовка базируется на широком спектре гуманитарных дисциплин, тщательном изучении системы здравоохранения и медицины, права, а не заключается только в изучении различных методик взаимодействия и социального вмешательства. Социальное образование должно быть разнообразным, для того, чтобы и сам специалист по социальному обслуживанию был в процессе постоянного саморазвития. Такая «открытость», динамичность работников социальной сферы позволяет им лучше понимать всё многообразие существующих и появляющихся социальных проблем.
Профессия специалиста по социальному обслуживанию официально зарегистрирована в реестре профессий.
Роль «специализированных педагогов» (55 000 чел.) заключается в проведении профилактической и информационно-пропагандистской работы с семьей и детьми девиантного поведения.
Еще одна, достаточно распространенная специальность в социальной работе - это «семейные консультанты по экономическим вопросам» (7 000 чел.), которые специализируются на решении проблем семей, связанных с решением экономических вопросов.
Кроме выше перечисленных специалистов, можно получить и другую специализацию в области социальной работы: от вспомогательного помощника социального работника до директора социального учреждения. Получить образование можно в высших школах социальной работы по всей стране. Кроме этого в начале девяностых годов, многие учебные центры начали сотрудничать с университетами для того, чтобы повысить статус профессии в обществе. С тех пор университеты создали «центры профессионального лицензирования», чем стерли разделительную линию между университетским образованием и узкой профессиональной подготовкой. Это в свою очередь позволило специалистам в области социальной работы чувствовать себя более комфортно на рынке труда. В тоже время это еще более расширило перечень изучаемых дисциплин. Образование в социальной сфере стало еще более универсальным, шире, чем это было предусмотрено в междисциплинарных моделях 80-х гг.
Теперь, к изучению социологии, психологии и социальной психологии - трех главных предметов большинства учебных центров середины 90-х гг., студентам предлагают изучать такие новые учебные дисциплины как курсы по коммуникации, курсы по информационно-пропагандистской деятельности, правовым и договорным отношениям, основам формирования навыков ведения переговоров. Будущие специалисты в области социальной работы изучают основы стратегического мышления, много занимаются проектной деятельностью: составляют и анализируют различные социальные проекты. Так же как и прежде значительное количество учебных часов отводится практике.
В 2002 году произошло реформирование социальной системы, и в процессе лицензирования профессий многие специальности были приближены к пяти традиционным категориям социальных работников.
Во Франции социальная работа является женской профессией (до 97%).
Около половина всех социальных работников являются государственными служащими, а другая половина работает в учреждениях, финансируемых за счет общественных организаций. До 1986 года даже местные учреждения финансировались за счет государства. Лишь в 1986 году эти учреждения были «децентрализованы». В настоящее время все больше социальных работников работает на договорной основе.
В частном секторе спектр функций, которые выполняют специалисты по социальной работе намного шире, чем в государственном: работа с семьями, детьми, решение семейных конфликтов, предупреждение преступности и т.д.
Несмотря на то, что положение социальных работников и их заработная плата регулируется государственными соглашениями, работодатели обладают широкими полномочиями и могут вносить изменения в договора. Это способствует гибкому решению проблем с заработной платой, более широким возможностям для творчества, а также продвижению по службе и модификации самих социальных служб.
Своих собственных социальных педагогов имеет судебная система (приблизительно 3 500 должностей социальных работников в начале XXI в.). Отдельные сотрудники и консультанты работают в тюрьмах; под руководством Министерства юстиции действует отдельный орган специалистов по социальной работе.
Наиболее актуальными проблемами социальной работы во Франции на современном этапе являются:
- насилие и жестокое обращение с детьми;
- уличное насилие и негражданские поступки;
- интеграция лиц с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностям и;
- экономическая и социальная интеграция безработных;
- социально-педагогическое воздействие на делинквентную молодежь;
- социокультурная интеграция мигрантов, получивших статус беженцев;
- социокультурная анимация отдаленных от центра периферийных кварталов.
Социальные акции реализовываются во Франции в тесном сотрудничестве различных министерств в их совместных социальных проектах. Соответственно проблемы личности, группы и общества решаются специалистами плюридисциплинарными и междисциплинарными методами.
Основы социальной работы были заложены во Франции Ж. Ферри, Ж. Итаром, Э. Сэгеном, П. Робином, С, Френе, М. Монтессори, М Манони, Ф. Мерьё, Д. Лепутром. Педагогические течения и школы, возглавленные ими оказались эффективными потому, что имели социальную направленность.
1. Ранняя институционализация социальной работы во Франции ускорила процесс ее педагогизации.
2. Историческая эволюция французской социальной работы сложила ее в стройную систему и четко разграничила ее секторы, которые хронологически отражаются следующим образом:
- специализированное воспитание (1800);
- социальное вспомоществование (страхование) (1945);
- специализированная превенция (1972);
- международный солидаритет (1999).
3. Социальные акции реализовываются во Франции в тесном сотрудничестве различных министерств в их совместных социальных проектах. Соответственно проблемы личности, группы и общества решаются специалистами плюридисциплинарными и междисциплинарными методами.
4. Французская система подготовки специалистов для социальной работы соответствует социальной политике государства и отвечает общественным императивам. 6. Основное направление французской социальной работы - экономическая, социальная и культурная интеграция лиц, оказавшихся вне социального участия, ее основной принцип - принятие другого.
5. Французская социальная работа имеет тенденцию к европеизации своей деятельности, что связано с переходом Европы на единую экономическую систему.
6. Основными факторами социального развития являются Ассоциации 1901 года «Об учреждениях социальной сферы». Сам социальный работник выступает как технолог и персонифицирует свои социально-педагогические проекты работы с личностью, группой и обществом.
7. Широкий специалитет, развитый во французской системе социальной работы позволяет адресно и эффективно разрешать особые социальные проблемы, имеющиеся в постиндустриальном технологическом обществе.
3. социальная работа в США
Социальная работа в развитых странах очень разнообразна и многолика. Социальные работники имеются практически во всех странах. Они решают разнообразные вопросы в различных сферах современного общества.
Многообразие направлений в социальной работе, с одной стороны, позволяет представить целостный спектр социальных проблем современного общества, а, с другой стороны, доказывает, что социальная работа стала неотъемлемой частью современных общественных отношений.
Понятие "социальная работа" появилось в конце XIX в. и вошло в число видов социальной деятельности, направленной на оказание помощи людям, содействие им в их затруднениях.
Социальная работа это универсальный социальный институт. Социальные работники оказывают помощь всем индивидам не зависимо от социального статуса, национальности, религии, пола, возраста и других обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе - потребность человека в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненными затруднениями.
Так как социальная работа как профессиональный вид деятельности появляется именно в США, уместно будет рассмотреть социальное обеспечение и социальные программы этой страны. А также и потому, что США является одной из самых развитых стран мира.
На рубеже веков система социального обеспечения в Соединённых Штатах претерпевает кардинальные изменения, вызванные необходимостью адаптации к новым экономическим и социальным реалиям постиндустриального общества. Глубокие структурные сдвиги в мировом хозяйстве, долговременные демографические тенденции в направлении постарения населения, феминизация одиночного родительства, а также изменения форм занятости (более рискованных, с точки зрения социальной защищенности), заставляют искать новые подходы к обеспечению социальной и экономической безопасности граждан.
Формирование системы социального обеспечения Социальное обеспечение в широком понимании этого термина охватывает совокупность программ, - основанных на принципах как страхования, так и вспомоществования, - по материальному и иному обеспечению престарелых, нетрудоспособных, нуждающихся. в Соединённых Штатах, как и в других развитых странах, стало важнейшим элементом защиты населения от объективно существующих рисков - потери трудоспособности, болезни, снижения конкурентоспособности на рынке труда, неумения в отдельные периоды жизни достичь самообеспечения.
Несмотря на то, что этот процесс характеризуется неравномерностью по странам (значительными различиями в масштабах социальных программ, формах их реализации и принципах управления, в соотношении государственных и рыночных сил их осуществления), наиболее показательной и обнадёживающей тенденцией последних десятилетий стала повсеместная поддержка основных программ социального обеспечения и мер, направленных на повышение их эффективности.
В зависимости от экономических условий, исторических особенностей, политической культуры, размаха общественных движений в разных странах участие государственных и частных структур в решении проблем социального обеспечения было различным. Если в западноевропейских странах уже с конца XIX в. получило развитие государственное социальное обеспечение, то в США вплоть до 30-х гг. социальная защита нуждающихся, престарелых граждан осуществлялась преимущественно на уровне семьи, местной общины, добровольческих организаций. Лишь с принятием в 1935 г. закона о социальном обеспечении различные формы страхования и вспомоществования были учреждены в масштабах страны, и граждане США получили гарантированное государством право на пенсию по возрасту, инвалидности, в случае смерти кормильца, на пособие - в случае потери рабочего места, а некоторые, наиболее социально уязвимые категории населения, - по бедности. Закон о социальном обеспечении стал исторической вехой американского социального законодательства и основой развития государственного социального обеспечения. Президент Ф. Рузвельт рассматривал его как "краеугольный камень в системе, которая создаётся, но отнюдь не завершена" Fifty Years of Social Security: Past Achievements and Future Challenges. Prepared by Special Committee on Aging. U. S. Senate, 99-th Congress. Wash., 1985, p. 1. .
В течение последующих шести десятилетий расширение роли государства в решении проблем социального обеспечения нашло своё выражение как в увеличении масштабов финансирования социальных программ, в корректировке их законодательных основ, так и в определении основных социальных приоритетов, в разработке и внедрении мер, стимулирующих развитие социальных программ частного сектора, личную ответственность трудоспособных граждан за самообеспечение себя и своей семьи.
Объективные требования и современные условия воспроизводства рабочей силы в значительной мере определили политику правительства США, направленную на расширение социальной инфраструктуры. Одной из составных и важнейших частей инфраструктуры является социальное страхование - комплекс мер, с помощью которых предоставляются средства для поддержания жизни престарелых, нетрудоспособных, инвалидов, безработных, а также медицинские услуги.
Основной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.
Социальное страхование и государственное вспомоществование являются двумя основными формами государственной системы социального обеспечения. Главное различие между ними состоит в разных источниках финансирования. Страховые фонды образуются за счёт налогов с трудящихся и лиц свободных профессий, врачей, священников и др., а государственное вспомоществование - за счёт ассигнований из средств государственного бюджета, бюджетов штатов и местных органов власти.
В США можно отметить как общее с другими странами, так и особенные приёмы и формы социальной работы с различными категориями населения. Так, для пожилых людей и инвалидов создаются фонды и услуги на федеральном уровне.
Определённую долю забот берут на себя и местные органы страны. Поощряется шефская помощь, работа добровольцев и т.д.
В раскрытии данной темы исследования использовалась различная литература. В основном это различные учебные пособия, учебники для вузов, хрестоматии и различные статьи. В них описывается либо кратко, либо подробно социальная работа и социальные программы, действующие в США. Такая повторяемость связана с тем, что, все они основаны на различных статистиках (Statistical Abstract of the United States), докладах (Economic Report of the President), актах (Personal Responsibility and Work Opportunity Reconciliation Act), вышедших и принятых в Соединённых Штатах по данному вопросу. Большое внимание вопросам социальной политики и экономики США уделяет Лебедева Людмила Фёдоровна - кандидат экономических наук. Её статьи печатаются в различных журналах.
Также необходимо обозначить цель и задачи данной работы. Цель: знакомство с системой социального обеспечения в США, посредством исследования социальных программ и социальной работы в данной стране.
Задачи для достижения поставленной цели:
1) выявить функции социальной политики США
2) проследить развитие системы государственной социальной помощи в США
социальная программа америка помощь
3) рассмотреть основные государственные социальные программы в США.
1. Функции социальной политики США
В Соединённых Штатах социальная деятельность государства характеризуется крупными масштабами и самостоятельным значением, опирается на собственную и стабильную законодательную базу, внушительные финансовые ресурсы и широкую сеть учреждений, использует разнообразные механизмы реализации множества социальных программ.
Будучи самостоятельным институтом государственности, социальная политика США с помощью только ей присущих механизмов способна решать задачи, которые никакая другая политика решить не в состоянии. Возможно, главная её черта заключается в том, что по отношению к обществу государство осуществляет функцию обслуживания. Собирая налоги и распределяя доходы через бюджет, оно обеспечивает общественные блага дополнительно к частным, предназначенным для личного потребления и предлагаемым частными производителями.
Соображения общественного блага диктуют совершенно иной подход государства к принятию решения о реализации какой-либо программы или проекта, чем тот, который присущ частному сектору.
Государственной социальной политике принадлежат лидирующие позиции в ряду других направлений внутренней политики США по абсолютным показателям бюджетных расходов на программы в области человеческих ресурсов. С 1970 по 1995 г. затраты бюджетов США на финансирование социальных программ увеличились со 145 млрд. до 1,4 трлн. долл. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государства. М.: Наука, 1999. Statistical Abstract of the U. S. Wash. (D. C.), 1997. P. 372, 374.
Столь крупные объёмы социальных ассигнований объясняются и тем, что они призваны обеспечить расширенное воспроизводство всей системы социальных отношений. Причём в развитии социальной политики соображения рациональной экономии хотя и играют известную роль, однако более существенны социально-политические факторы.
В США функции государства в социальной сфере служат незаменимым механизмом предупреждения или снятия социальной напряжённости, неизбежно возникающей в неравномерно развивающейся многоукладной экономике. По отношению к социальной системе государство выполняет роль постоянно действующего стабилизатора, обеспечивающего создание и действие защитных механизмов с помощью подчиненной ему иерархии управления. Главная функция регулирующего органа, создающая общий защитный механизм, заключается в ограничении действий любого из участников социального процесса, нарушающих равновесие социальной системы и ущемляющих права других участников.
Один из главных компонентов социального регулирования состоит в том, что государство выступает в роли инструмента перераспределения части национального дохода в пользу малообеспеченных категории населения.
Другой важнейшей компонент стабилизирующей роли государства - практически всеохватывающая система социального страхования. Кроме того, и частные планы страхования не без основания считаются в США полугосударственными, поскольку федеральное правительство оказывает достаточно серьёзное регулирующее воздействие на них налоговыми рычагами и законодательными нормами. Ещё в 1974 г. Конгресс США принял закон, который обеспечил определённые гарантии получения пенсий и пособий участникам частных пенсионных планов, а также ограничил право работодателей частичного или полного лишения пенсий застрахованных работников в случае несения компаниями убытков.
Социальная политика помимо основных имеет вспомогательную функцию, которая состоит в снятии отрицательных последствий функционирования частных рынков. На американское государство законодательно возложена обязанность по поддержанию занятости и ликвидации бедности среди населения. Помимо того, эти явления представляют собой социальное зло, они осуждают базу налогообложения, а при достижении критического уровня действуют в направлении дестабилизации экономики и общества в целом. Поэтому в США федеральные и штатные органы власти не только страхуют от безработицы лиц, занятых на государственной службе, но также применяют налоговое стимулирование фирм, которые увеличивают их расходы на переподготовку кадров и создание новых рабочих мест. Тем самым корректируются побочные результаты функционирования рынка. Коррекция рыночного механизма даёт ощутимый эффект, когда соответствующие социальные мероприятия носят институциональный характер, т.е. являются не только активными, но и регулярно повторяющимися и встроенными в хозяйственную систему элементами, а не запоздалой реакцией на уже полученные негативные результаты.
При неразрывной связи в США социальной и экономической сфер государственной деятельности именно в ходе проведения социальной политики решаются принципиальные экономические задачи. Социальная политика служит элементом антикризисного регулирования, способствуя расширению платёжеспособного спроса населения. Технология массового производства, в том числе и новых потребительских товаров, требует и массового потребления, а, следовательно, устойчивых доходов основной массы населения. Говоря иначе, без участия государственной социальной политики поддержание рыночной системы в достаточно стабильном состоянии оказывается трудноразрешимой, если вообще решаемой задачей.
Государство выполняет присущие только ему социальные функции и в рамках самого частного сектора. Его инструментом здесь является регулирование экономического поведения частных предприятий, которое отвечает целям и задачам социальной политики, служит общественной безопасности.
4. Основы социальной работы в Швеции
Основы работы по социальному благосостоянию как профессии были заложены в Швеции примерно в 1851. г. Шведское общество дьяконов начало подготовку дьяконов-женщин — первый курс такого рода в Скандинавии. Курс был организован в стокгольмском районе Кунгехольмен. В программах обучения использовались навыки социальной работы, применявшиеся в ранних христианских обществах.
В 1883 г. Армия спасения начала подготовку «христианских сестер». Затем конфессиональное обучение было дополнено другими видами учебы и подготовки, которые основывались на требованиях и потребностях социальной деятельности в шведских коммунах и губерниях.
В 1908 г. по инициативе Шведского общества бедноты была начата подготовка социальных менеджеров для домов престарелых и детских домов. В 30-е годы это общество было переименовано в Шведское общество социального ухода. С таких курсов в Швеции началась подготовка специалистов по социальному уходу и социальной педагогике при высших социальных курсах, которые финансировались на уровне губерний.
Другой тип обучения социальной работе возник в 1921 г. в рамках Социального института в Стокгольме. Была учреждена должность профессора по национальной экономике и социальной политике. Уровень обучения стал более высоким, значительно возросло общественное признание социальных работников, расширилась география действующих учебных центров.
В 1944 г. в Гетеборге был создан Социальный институт, в 1947 г. аналогичный учебный центр возник в Лунде. Затем образовался институт в Умео (1962), Эребру (1966) и Эстерсунде (1971). Соответственно, появились новые общественные потребности и новые требования к обучению.
В 1964 г. социальные институты были переданы в государственное ведение и получили статус высших школ. В 1977 г. они стали частью университетов. Появилась новая научная дисциплина — социальная работа. Шведский профессор социальной работы должен решать следующие задачи:
• изучение социальных проблем и разработка мер по их решению;
• анализ социальных причин этих проблем;
• анализ различных типов решений, развитие знаний, результатом которых могут быть профилактические меры и их практическое применение.
Сюда же включены такие виды деятельности, как социальное планирование, социальные услуги для специальных групп, работа в общинах, деятельность в соседних округах и социальная психологическая терапия.
Социальные работники в Швеции имеют статус одной из крупнейших и общественно важных профессиональных групп.
Социальная политика занимается разработкой законодательства, затрагивающего социальные проблемы.
Социальные работники оказывают «человеческую помощь и помогают людям оказать помощь самому себе». Это означает, что на основе анализа общей ситуации человека, попавшего в тяжелое положение, необходимо дать ему возможность выйти из него.
Список литературы:
1. Альджев Д.В. Социальная педагогика: шпаргалки. / Д. В. Альджев - М.: Эксмо-Пресс, 2010. - 30 с.
2. Басов Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] : учеб. пособие: Рек. Мин. обр. РФ / Н. Ф. Басов, В. М.Басова, А. Н. Кравченко. М. : Академия, 2005. 254 с. ISBN 5769517670
3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2000. - 440с. - ISBN 5-7695-0526-5.
4. Галагузов А.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов : Пособие для студентов / Ю. Н. Галагузова, Г. В. Сорвачева, Г. Н. Штинова. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 220 с. - ISBN 5-691-00525-1.
5. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластенина . М. : AcademiA, 2002. 280 с. ISBN 5769504870
6. Мудрик, А. В. Социализация человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. 050711 (031300) - Социальная педагогика / А. В. Мудрик. - М. : Академия, 2004. - 300 с. - ISBN 5-7695-1680-1.
7. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : Учебник для студ.пед.вузов / А. В. Мудрик ; Мудрик А.В. - 3-е изд.,испр.и доп. - М. : Академия, 2000. - 200с. - ISBN 5-7695-0640-7.
8. Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обуч. по спец. "Соц. педагогика" / Ф. А. Мустаева. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Москва : Екатеринбург : Академический проект : Деловая книга, 2002. - 415 с. - ISBN 5-8291-0158-0.