Пятница, 20.06.2025, 01:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Социальная педагогика (модульная технология в педагогике)

Социальное воспитание в школе

Харютина Анастасия

Скачать презентацию

 

Введение

Социальная природа и социально-педагогическая миссия школы

Школа в истории человечества

Прогноз стратегии развития школы как социального института

Заключение

Список литературы

 

Введение

Общественную жизнь, педагогическую науку и практику невозможно представить без школы — традиционного субъекта общественных отношений, педагогического процесса, истории жизни каждого человека. Трудно найти другое образовательное учреждение, столь подробно и разнопланово описанное и проанализированное в научной, методической, публицистической и мемуарной литературе. При этом доминируют представления о школе как о рационально устроенной формальной организации. Традиционной стала практика сведения описаний школы к характеристикам учебно-воспитательного процесса и его отдельных составляющих, при этом ее целостный образ ускользает, растворяется в описании элементов.

 

Социальная природа и социально-педагогическая миссия школы

Одна из базовых социальных потребностей общества, заявляющая о себе с различной степенью интенсивности на протяжении веков, — потребность в осмысленном взращивании молодого поколения. Удовлетворить данную потребность в той или иной степени стало возможным благодаря становлению социального института воспитания, решающего задачи социально контролируемой социализации, трансляции культуры и социальных норм.

Социальный институт — исторически сложившаяся устойчивая форма совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей.

Социализация — развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Воспитание — относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется.

Школа — специфическая социальная организация, поскольку:

•         подлинные результаты работы школы можно оценить лишь через длительное время после окончания пребывания в ней;

•         школа общественно подотчетна, обязательна для учащихся, а следовательно, не лишена элементов напряжения, принуждения;

•         учителя имеют в школе реальную автономию;

•         ученики как члены организации имеют особый, временный статус;

•         основными компонентами социальной организации школы являются содержание образования, процесс оценивания и распределения учащихся по статусам, группам и социальная среда;

•         социальный заказ на работу школы интерпретируется самой школой;

•         школа является изначально внутренне конфликтным институтом.

Целостное описание школы как социальной организации предполагает обращение к анализу ее отдельных характеристик:

•         культуры школы как совокупности традиций и норм, предрассудков и ожиданий, которые определяют действия членов школьного сообщества в условиях, требующих построения собственного отношения и действия. Обращает на себя внимание наличие в школе как официальной, так и неофициальной культуры, что определяет противоречивость школьной жизнедеятельности;

•         поля школы, воспитательного пространства школы как динамической сети педагогически целесообразных событий, взаимодействий, общения, отношений, выступающих результатом совместных усилий детей и взрослых, задающих систему возможностей, индивидуальных форм и траекторий жизнедеятельности;

•         уклада жизни школы как совокупности условий, в которых осуществляется свободное поведение и деятельность детей и взрослых в рамках школы как социальной организации;

•         философии школы как набора целей, которые школа реализует, и ценностей, которыми она руководствуется.

Главная, глобальная цель может рассматриваться как миссия. Она имеет долгосрочный характер и направлена на выживание организации во внешней среде.

Поиск социально-педагогической миссии школы — сложный, противоречивый процесс, находящийся под очевидным влиянием конкретных социокультурных условий. «Передача социального опыта», «содействие адаптации к условиям жизнедеятельности», «обеспечение успешной самореализации во взрослой жизни» и многие другие формулировки не безусловны и не однозначны.

Определение миссии школы — задача не только общества, государства, системы образования, но и каждого конкретного образовательного учреждения. Значимость миссии как совокупности целей и связанных с ними убеждений, отношений и направлений деятельности, характерных для конкретной школы, признают многие педагоги современных отечественных школ.

 

Школа в истории человечества

Причиной появления и двигателем развития школы как социального института были и являются практические потребности общества и человека (экономические, социальные, политические, духовные). Историческая эпоха накладывает существенный отпечаток на все компоненты школьной структуры.

Школа как учреждение для обучения письму, счету, чтению возникла не ранее, чем накопился определенный запас знаний и не возник древний тип письма: идеографическое письмо (шумерское, древнеегипетское, китайское) как средство закрепления и передачи знаний, информации. Первые школы в государствах Древнего Востока (Месопотамия, Шумер, Аккад, а также Египет, Китай) известны уже с III — II тысячелетий до н.э.

С течением времени обучение становится все более универсальным и массовым, а деятельность педагогов превращается в специальный род деятельности (как правило, отделенный от других профессий и практик). В XVII—XVIII вв. формируется идея (замысел) образования, включающего регламентацию: системы подготовки человека в школе, ориентированной на природу специальных целей (формирование человека знающего, разумного, религиозного, подготовленного к зрелости; в социальном плане их определили требования подготовки специалиста, а не личности); специального содержания (учебные знания и предметы).

Отечественная школа как учреждение для обучения начинает складываться после крещения Руси. Первое летописное упоминание об организации обучения детей относится к X в. Как институт образования она оформляется к XVIII в., позднее, чем во многих странах Западной Европы.

В истории школы при огромном многообразии направлений образования и форм учебных заведений выделяются два типа школ: «школа учебы» и «школа жизни», или «школа воспитания».

«Школа учебы», возникнув в эпоху Нового времени, отразила растущую мощь разума, науки и просвещения. Она сыграла выдающуюся роль в общественно-педагогическом развитии.

В «школе учебы», ориентированной в основном на усвоение знаний и развитие интеллекта, воспитание строится по принципу «от знания к убеждению и действию» и проводится в форме культурно-просветительной работы. (Впоследствии это переняла советская система политического просвещения.)

«Школа жизни» имеет глубокие корни в народной педагогике. В «школе жизни» не только воспитание, но и обучение согласуется со знаменитым тезисом французского педагога Ж. Ж. Руссо и швейцарского педагога И. Г. Песталоцци: «Жизнь образует (воспитывает)».

Два типа школы не являются взаимоисключающими. Элементы «школы жизни» всегда присутствуют в «школе учебы», но далеко не всегда осознаются и активно используются. Элементы «школы учебы» не отменяются в «школе жизни», они лишь приобретают новые качества, максимально приближаясь к практической творческой деятельности.

 

Прогноз стратегии развития школы как социального института

В современном прогнозировании наряду с поисковыми прогнозами (выявление назревающих проблем при наблюдаемых тенденциях) широко применяются нормативные прогнозы (выявление возможных решений проблем с учетом заранее определенных норм для течения процесса и характеристик ожидаемого результата). Разработка последних, как правило, проходит три стадии: построение идеальной модели объекта исследования (без учета ограничений прогнозного фона — экономико-финансовых, политических и др.); создание оптимальной модели (с учетом указанных ограничений); построение собственно нормативной модели (модификация оптимальной модели с учетом возможных последствий намечаемых решений проблем).

В многочисленных нормативных прогнозах развития школы и образования можно выделить ряд общих тенденций, характерных для анализа перспектив школы как социального института.

Отказ от школоцентризма. В модели известного отечественного футуролога И.В.Бестужева-Лады система образования представляется как упорядоченная совокупность подсистем образования родителей, дошкольного воспитания, начальной, средней, специальной средней и высшей школы, повышения квалификации и переподготовки кадров, общего самообразования взрослых, дополнительного (внешкольного) образования.

Использование школой новых форм и функций. С точки зрения американских исследователей, основное изменение коснется позиции учителей, которые станут советчиками, консультантами, сенсорами, руководителями (самоорганизация), а не трансляторами содержания образования и сторонниками жесткой дисциплины. Используются новые ресурсы, включая интерактивные компьютеры, видеотехнику, взаимообучение, метод проектов, лаборатории для передачи знаний учащимся (разнообразие). Советчики консультируют учащихся, выявляют их проблемы, направляют их, дополнительно координируют усилия и других партнеров в образовательном процессе (соучастие). Речь идет о координации деятельности граждан, родителей, других учащихся, согласовании усилий хорошо организованных проектов, дискуссионных групп, учебных лабораторий (самоорганизация и обновление). Родители, в частности, помогают в определении учебных целей в соответствии с их собственным пониманием и потребностями каждого ученика (соучастие).

Переход к «школе жизни». С точки зрения А.А.Фролова, возможны две линии развития: максимальное развитие школы как школьной воспитательной системы или превращение ее в комплекс жизненно ориентированных объединений, где с успехом осуществляется социокультурная деятельность, производство товаров и услуг. На этой базе могут проявляться и закрепляться реальные, а не воображаемые качества личности.

Акцентированное обеспечение в школе пространства жизнедеятельности ребенка. С точки зрения исследователей и руководителей инновационных школ США, облик будущей школы должен строиться с учетом следующих требований:

-         школа не должна быть настолько большой, что ребенок теряется и живет анонимно. Крупные учебные заведения (1000 — 2000 человек) следует разделить на «дома» (школы в школах), состав учителей и учащихся в которых остается постоянным все годы обучения. «Дома» делятся на небольшие группы, возглавляемые взрослыми из числа работающих в школе, которые выполняют функции наставников-консультантов;

-         школа имеет свое неповторимое и привлекательное для подростков лицо, которое складывается из многих элементов: философии, конституции, кодекса чести, девиза и эмблемы, обсуждаемых с учащимися и принятых ими; формы одежды, школьных ритуалов, праздников и традиций;

-         в школе развито активное ученическое самоуправление, которое позволяет учащимся и их объединениям участвовать в принятии решений, касающихся политики и жизни школы;

-         школа культивирует разнообразные виды индивидуальной помощи и консультирования учащихся. В моделях гуманистической школы должны найти место «Клуб ОК» (выдающиеся ученики), в котором подросткам помогают развивать учебные навыки и стать успешными в учении; программы «Я — могу» для подростков, которые потеряли уверенность в своей возможности быть успешными и пробуют силы в течение некоторого времени в альтернативных программах; школьные клиники, в которых подростков не только консультируют по волнующим их вопросам, но и предоставляют кабинеты для выполнения домашних заданий или чтения, ибо многие ученики не имеют условий для этого дома;

-         общешкольные программы целенаправленно и систематически обучают подростков правильно строить межличностные отношения и разрешать конфликты мирным путем.

 

Заключение

Учеба идет в индивидуальном темпе с использованием методов и процедур, наиболее соответствующих особенностям структуры данной личности. Возможна и более жесткая система дифференциации — организация большого количества четко очерченных профилей подготовки, исходящих как из индивидуальных склонностей учащихся, так и из потребностей общества. В то же время будут созданы реальные возможности для переориентации в связи с изменившимися интересами и склонностями, что должно уменьшить риск ошибочного выбора будущей профессии.

 

Список литературы

1. Бестужев-Лада И. В. Идеальные представления о системе народного образования [Текст] / И.В. Бестужев­Лада // Педагогика. ­ 1998. ­ N 6. ­ С. 15­22.

2. Козлова Г.Н. Отечественная средняя школа как воспитательное учреждение (конец XIX — начало XX в.) / Г. Н. Козлова // Педагогика. – 2001. – № 4. – C. 79 – 83.

3. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Мудрик ; [Под ред. В.А.Сластенина]. - 4-е изд., доп. - М. : Академия, 2003. - 199с. - ISBN 5-7695-0640-7.

4. Фролов С. С. Социология организаций: Учебник / С.С. Фролов. - М.: Гардарики, 2001. - 384 с. - ISBN 5-8297-0081-6

 

Скачать текст

Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0