Пятница, 20.06.2025, 00:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Социальная педагогика (модульная технология в педагогике)

Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной

Гурова Валерия

Скачать презентацию

Введение

1. Соотношение развития, социализации и воспитания

2. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Воспитание представляет собой часть процесса социализации и рассматривается как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание выступает своеобразным механизмом ускорения процесса социализации.

С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей придается гуманистическая ориентация.

Воспитание как инструмент ускорения и корректировки социализации строится на основе общих принципов. К общим принципам воспитания относятся:

•         принцип гуманизма, который предполагает признание самоценности личности, создание условий для ее гармоничного саморазвития, для реализации ее внутренней и внешней свободы;

•         принцип культуросообразности, требующий создания такой социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достижений мировой цивилизации;

•         принцип природосообразности означает отношение к человеку как части природы и создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды;

•         принцип целостности обусловливает единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности, ориентирует на творчество, самобытность, индивидуальность каждого человека и предполагает в этой связи интеграцию деятельности всех социальных институтов;

•         принцип непрерывности обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности и предполагает вариативность, динамичность изменений в социально-педагогической системе в соответствии с требованиями настоящего и прогноза на будущее.

Социальное воспитание - это целенаправленное создание материальных, духовных, организационных условий для развития человека. Иначе говоря, социальное воспитание - это воспитание в широком смысле, влияние на человека всех субъектов его социального окружения.

Главная цель социального воспитания - формирование личности человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

Субъекты социального воспитания - это социальные институты, оказывающее на личность воспитывающее влияние. К субъектам социального воспитания относятся семья, школа, учебный коллектив, дружеская микрогруппа, средства массовой информации и коммуникации (газеты, журналы, ТВ, Интернет), правоохранительные органы, учреждения здравоохранения, различные общественно-политические и производственно-коммерческие организации.

Чем шире у человека круг интересов, увлечений, тем большее количество субъектов оказывает на него воспитывающее влияние. Субъектами воспитания могут становиться учреждения дополнительного образования (например: музыкальная школа, школа искусств, спортивная школа), культурно-просветительские учреждения (музей, библиотека, дом культуры), различные детские и молодёжные организации и движения и т.д.  

Подготовка к жизни молодого поколения придаёт особую актуальность развитию индивидуальности учащихся, выявлению и развитию их способностей, профориентации и профотбору, самообразованию школьников, формированию идеалов и ценностных ориентаций в системе общественных отношений и др. Решение этих задач наиболее эффективно, если школьное образование тесно связано с семейным и общественным воспитанием. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности школы является организация взаимодействия социальных институтов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования и культурно-просветительских учреждений, общественных организаций, местных органов власти и охраны правопорядка, а также трудовых коллективов предприятий, находящихся вблизи школы.

 

1. Соотношение развития, социализации и воспитания

Процесс воспитания - целенаправленный процесс, его цель - накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта, формирование принимаемой обществом системы ценностей и включение детей в мировую и отечественную культуры.

Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающий средой, рассматривается как процесс целенаправленный и сознательно контролируемый социализации. Личность является продуктом социально-исторического и онтогенетического развития человека. Формирование личности невозможно вне социальной деятельности, только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, приобретает социальные качества, вырабатывает ценностные ориентиры. Социализация - сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельности общества. Процесс социализации личности предполагает превращение человека в полноправно члена общества, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина. Образование обеспечивает преемственность и воспроизводство социального опыта. Именно в сфере образования человек усваивает необходимые для социальной практики знания, ценности, формирует навыки социальных отношений Сегодня образование является мощным источником социально-экономического, научно-технического, культурного развития общества. Она также сферой духовного роста человека. Образование - это целостная самостоятельная система. Это не просто деятельность по обучению и воспитанию, а особая организована, ролевая деятельность, опирающаяся я специальные учреждения, регулируемая специальными нормами Образование интегрирует различные виды учебной деятельности, ее содержание, субъектов в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на со Социокультурная потребности общества.

 

2. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях

Сущностная характеристика понятия социальное воспитание является объектом научного изыскания философов, социологов, психологов, педагогов. Интерес возник в связи с тем, что социально-ориентированная политика государства, формирование гражданского общества требуют сделать образование и воспитание, социально ориентированным. Термин социальное воспитание отражает ориентацию личности на ценности социума, помогающие человеку совершенствовать себя, достигать успеха в определенной деятельности, ориентироваться в общественных отношениях. Социальная педагогика исследует воспитание как общественно-педагогическое явление. Она изучает воспитательный потенциал общества и пути его актуализации на основе разнообразных форм интеграции воспитательных сил. В современных условиях социальная педагогика - это самостоятельный раздел, в котором сложилась особая методика социальной воспитательной и образовательной деятельности, направленная на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию. К анализу возникновения и различного толкования понятия социальное воспитание обращаются многие ученые: М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев, В. Г. Бочарова, А. В. Мудрик, Л. В. Алиева, А. Г. Корнилова, Б. В. Куприянов, Е. Н. Полоцкая и др. Методологические и теоретические проблемы социального воспитания широко разрабатываются в современной отечественной педагогике.

На данный момент можно условно выделить три принципиально различающиеся позиции:

•         воспитание в социальной среде (В. Г. Бочарова, Б. П. Битинас, М. П. Гурьянова, Л. Е. Никитина, М. М. Плоткин, В. Д. Семенов, В. А. Фокин и др.);

•         формы социальной работы, нацеленные на изменение и формирование личности (М. А. Галагузова, С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, В. А. Никитин и др.);

•         воспитание групп и соответствующих категорий людей в организациях (А. В. Мудрик, М. В. Шакурова, Л. В. Мардахаев, В. Р. Ясницкая и др.).

Воспитание человека - многогранный и сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних факторов, так и внутренних сил. Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина. Социальное воспитание включается в общий процесс как важнейшее условие развития, саморазвития и формирования личности. Акцент в ориентациях делается на ценности и интересы общества и личности. Основная задача при этом определяется как формирование и развитие личности, которая способна полностью выполнять систему социальных ролей. В целом, аспект социального развития конкретной личности и формирования ее как индивидуальности определяет такие важные задачи, как освоение базовой культуры, основ социального развития общества, что обусловливает поиск адекватных средств и способов решения этой проблемы. В современной социальной ситуации развития общества, способна полноценно, субъектно развиваться и функционировать та личность, которая обладает необходимыми психологическими новообразованиями: способностью к безусловному принятию себя; к безусловному принятию другого; самореабилитированностью, как устойчивым состоянием «Я».

Для того, чтобы развитие личности в детстве в современной социально- культурной ситуации вело к появлению названных новообразований, необходимы следующие факторы: наличие референтной группы, в которой ребенок переживает опыт безусловно положительного отношения группы и имеет условия для рефлексии такого переживания; наличие взрослого педагога, создающего условия для переживания ребенком опыта, безусловно, положительного отношения как в референтной группе, так и в диалоге со взрослыми; наличие ровесников, с которыми ребенок или подросток может взаимодействовать, основываясь на безусловно положительном отношении друг к другу (отчасти этот фактор реализуется в референтной группе, когда группа не выступает как положительный субъект). Здесь социальное воспитание представляет собой планомерное создание условий для целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации человека. Условия и факторы проявляются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в двух взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах:

•         организация социального опыта личности в детстве;

•         индивидуальная помощь ребенку со стороны взрослых.

 

Заключение

 

Список использованной литературы

1. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования: очерк проблем и методов их решения / Б. М. Бим-Бад. — М.: Изд-во Рост, открытого ун-та, 1994. 35 с. -ISBN 5-204-00015-1

2. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России [Текст] : пособие для преподавателей. - М. : Интерпракс, 1994. - 241 с. - ISBN 5-85235-107-5

3. Донцов А.И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования [Текст] : учеб. пособие для студ.вузов / А. И. Донцов. ­ М. : Изд­во Моск. Ун­та, 1984. ­ 208 с

4. Колесников Л.Ф. .   Эффективность образования / Л. Ф. Колесников, В. Н. Турченко, Л. Г. Борисова. - М. : Педагогика, 1991. - 272 с. - ISBN 5-7155-0359-0.

5. Кон И.С. Ребенок и общество [Текст]: (ист.- этнограф. перспектива) / И.С. Кон; Акад. наук СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо - Маклая. - М.: Наука, 1988. -269 с.

6. Mид М. Культура и мир детства./ М. Mид - М.: Наука, 1988. – 429 с.

7. Новое педагогическое мышление [Текст] : [сборник статей] / под ред. А. В. Петровского. - Москва : Педагогика, 1989. - ISBN 5-7155-0268-3

8. Педагогическая энциклопедия [Текст] : [в 4 т.]. – Т.1. / Гл. ред. А.И. Каиров, Ф.Н. Петров. – Москва : Советская энциклопедия, 1964 - 1968

9. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив./ А.В Петровский - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

10. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности [Текст] : учеб. пособ. для студ. вузов / Петровский В.А. ­ Ростов н/Д : Феникс, 1996. ­ 509 с. ­ ISBN 5­85880­188­9

11. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина./ В.А Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1971. – 336 с.

12. Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими [Текст] / К. Флэйк-Хобсон, Б. Е. Робинсон, П. Скин ; . - Москва : Центр общечеловеч. ценностей, 1992. - 510 с. - ISBN 5-250-02218-9

13. Соотношение понятий социализации, воспитания и образования. Особенности социализации различных возрастных групп [Электронный ресурс] // Пятифан.- 2013. URL: http://5fan.ru/wievjob.php?id=42433. – Дата обращения (02.05.2015)

 

Скачать текст

 

Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0