Пятница, 20.06.2025, 02:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Социальная педагогика (модульная технология в педагогике)

Социальное воспитание в загородном лагере

Цуй Анастасия

Скачать презентацию

Особенности социального воспитания в загородных детских лагерях

Сущность и феноменология воспитания в условиях детского лагеря (временного летнего детского объединения) раскрыта в последней трети ХХ века. За последние три десятка лет проведен массив исследований, посвященных временным детским объединениям, написаны десятки книг, тысячи статей и, тем не менее, есть основания для поиска и обоснования наиболее общей схемы понимания воспитания детей и подростков в загородом детском центре. В самом деле, можно ли считать серьезными утверждения о формировании за лагерную смену тех или иных личностных качеств?

Воспитание в загородном детском лагере можно рассматривать в четырехмерной системе координат – «два в двух». Первые два параметра это «время» и «пространство». В данном случае время  - не что иное как «длительность бытия, последовательность существования; продолжение случаев, событий, последовательное течение суток за сутками», «форма последовательной смены явлений, состояний материи», а пространство - «форма существования материальных объектов и процессов;  характеризуется структурностью и протяженностью материальных систем, единством прерывности и непрерывности; промежуток между чем-нибудь, способное вместить что-нибудь».  Внутри названных двух осей находятся еще две: «коллектив» и «личность». В понимании личности мы принимаем позицию А.В.Мудрика - «система отношений к миру и с миром к себе и самим собой». Следует еще оговориться, что индивидуально-коллективный состав лагеря включает в себя представителей трех групп, существенно различающихся по своему статусу:

- дети (подростки, воспитанники, старшеклассники),

- педагоги (вожатые, воспитатели, инструктора, руководители структурных подразделений),

- обслуживающий персонал (повара, водители, электрики, завхозы и т.п.). Понимая коллектив как формализованную контактную группу, функционирующую в рамках одной организации , отметим, что в загородном лагере можно выделить несколько уровней и видов коллективов:

- временное детское объединение (первичный коллектив),

- общелагерное детское сообщество (вторичный коллектив),

- педагогический коллектив, коллектив сотрудников, обслуживающего персонала. Во взаимоотношениях названных групп складываются различные схемы, наиболее распространенными можно назвать:

- относительная противопоставленность  всех групп друг другу,

- общность педагогов и воспитанников противопоставлена «работникам хозяйственного двора»,

- все проживающие на территории лагеря представляют собой достаточно сильно интегрированную общность.

Наиболее оптимальной может быть признанна последняя схема. Ярким примером ее реализации может служить детско-взрослая общность лагеря «Алые паруса» Республики Башкортостан (нач. лагеря Т.Г. Ермоленко).

Стороны жизнедеятельности загородного детского лагеря (время, пространство) тесно взаимосвязаны с субъектами (коллектив и личность).

Ситуация личности в загородном лагере определяются с одной стороны группой и через нее пространственно-временными показателями, а с другой непосредственно пространственно-временными рамками лагеря (относитель-но независимыми от группы).

Осмысление этих параметров приводит к трем сторонам социального воспитания школьника в загородном детском центре (как воспитательной организации):

- специфика пространственно-временного расположения воспитатель-ной организации (отчужденность от привычной обстановки - «вне дома и школы» и летом),

-  ограниченность пространства и времени жизнедеятельности коллектива и личности (относительная изолированность от внешней среды – автономность существования, ограниченная забором, лагерная смена, временный коллектив),

- содержательные характеристики  пространства, времени и сосуществования (интенсивность и самодостаточность жизнедеятельности временного коллектива, обязательный набор площадок внутри лагеря, обеспечивающий реализацию потребностей, завершенный целостный суточный цикл и содержание жизнедеятельности).

Остановимся на названных позициях подробнее.

Первая особенность воспитания в загородном детском центре может быть названа координатной, так как жизнедеятельность коллектива и личности может быть представлено в качестве точки в пространстве – времени существования.

Временная координата воспитания в загородном детском центре определяется понятием «каникулы» (польск. kanikula - от лат. caniculares - период наиболее жарких дней в году). Каникулы бывают осенними, зимними (Рождественскими), весенними и летними - самые продолжительные.

Следует оговориться, что как бы мы не рассматривали специфику каникулярного времени, каникулы – время социального воспитания. Отсюда, возникает вопрос о специфичности условий для целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации человека, особенностях организации индивидуального социального опыта, образования, индивидуальной педагоги-ческой помощи  (А.В. Мудрик). С житейской точки зрения своеобразием социального воспитания в каникулярный период является возможность  значительного расширения практического опыта ребенка, решение тех задач, на которые школа не ориентирована, либо можно говорить о преемственности, продолжении тех программ воспитания, которые были заданы общеобразовательной школой либо учреждениями дополнительного образования детей.

Обращение к словарям дает возможность выделить несколько черт каникулярности воспитания в лагере. Начать следует с того, что в обществе этот календарный период воспринимается как промежуток между двумя от-резками учебного года, либо между двумя учебными годами) время, традиционно отведенное на отдых и восстановление сил (либо из-за невозможности учиться, либо вследствие празднования чрезвычайно важной памятной даты). Отсюда можно сформулировать своеобразное требование к социальному воспитанию в каникулярный период – обеспечение восстановления сил, снятие негативных для здоровья, психологического самочувствия последствий учебного периода. В последнее время в литературе о летнем отдыхе стали использовать понятие рекреация (от лат. recreatio – восстановление), словари дают следующую трактовку «восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, сочетается с лечением».

Каникулы объективно и субъективно противопоставлены учебного году, поэтому повседневные практики в эти периоды календарного года содержательно противопоставлены друг другу. Следовательно, еще одно требование – социальное воспитание школьников в каникулы должно предусматривать кардинальное отличие в бытийном плане от жизни в течение учебного года.

И конечно главное отличие учебного года от каникул, это  то, что каникулы – это отдых. И хотя отдых как и счастье, каждый понимает по –своему, необходимо определиться со значением этого понятия. Отдых можно пони-мать в контексте релаксации (от латинского relaxatio - расслабление, разрядка, отдых). Релаксацию нередко понимают как  - создание условий для снятия психического напряжения путем либо отдыха вне жилища на лоне природы, в туристической поездке, либо благодаря состоянию покоя, связанному с полным или частичным мышечным расслаблением. Другой взгляд связан с тем, как утверждал академик И.П.Павлов, что самый лучший отдых — это просто-напросто перемена вида деятельности.

Еще одна черта связана с тем, что каникулы представляют собой часть свободного времени, которая допускает различный по интенсивности режим расходования. Поэтому, социальное воспитание школьников в каникулярный период целесообразно строить с учетом внутренней и внешней дифференциации интенсивности отдыха. Внешняя дифференциация предусматривает возможность выбора между пассивным отдыхом (минимальная активность, расслабление) и активным (максимальная двигательная активность, напряжение), а внутренняя разворачивается в рамках реализации варианта активного отдыха как минимально интенсивные по занятиям отрезки времени.

Весьма существенным представляется указание на разницу субъективных образов каникул в сознании детей и взрослых «у взрослых бытует представление о нем как о времени необходимом ребенку лишь для восстановления сил ради дальнейших достижений успехов в учебе... очень мало среди педагогов сторонников той точки зрения, что самое важное как проявляет себя ребенок в свободное время, а его образование — необходимое условие для организации досуга по собственному усмотрению, сообразно своим интересам и возможностям»  . Характеризуя  представления детей о каникулах, следует особо подчеркнуть стремление отвлечься от наскучивших занятий, посвятить время самому себе, общению, занятиям, любимым делом, развлечениям. Исходя из этих положений, можно сформулировать тезис о том, что социальное воспитание в каникулы должно предоставлять школьнику максимальные возможности выбора видов занятий и режимов существования. Главное отличие каникул от учебных четвертей в организации занятий, как уже указывалось, школьник свободен от жесткой конструкции классно-урочной системы. Однако, здесь мы сталкиваемся с социальными и педагогическими ограничениями. Социальные ограничения обусловлены невозможностью со стороны семьи и общества предоставить школьнику вышеназванное разнообразие выбора. У родителей имеется отпуск, когда они хотели бы отдохнуть так, чтобы потом выйти на работу с восстановленными силами. Идеальный вариант состоит в возможности организовать отпуск так, чтобы родители смогли восстановить собственные силы и обеспечить выбор видов занятий детям. Хотя в реалии здесь возникает немало противоречий. Кроме того, длительность родительского отпуск месяц, а летние каникулы продолжаются два-три месяца.

Что же касается возможности общества и государства предоставить школьникам возможности выбора, следует обозначить ряд проблем. Достаточно сложно  информационно и организационно обеспечить процесс выбора школьником той или иной тематической программы. Школьник попадает на смену под влиянием целого спектра случайных обстоятельств: выбор родителей (наиболее внятный из предлагаемого перечня вариантов, либо, исходя из льготного режима финансирования), спонтанный выбор, обусловленный привлекательным внешним образом и проч. Таким образом, ребенок случай-но попадает на смену, скажем по телефону услышали «Трафики Ампера» и подумали, что тематическая смена физиков, а приехали на большую ролевую игру «Хроники Амбера». Отсюда перед педагогическим коллективом лагеря встает задача обеспечить максимальную вариативность при изначальной ошибке в выборе содержания предлагаемой деятельности.

Опираясь на социально-педагогическую концепцию А.В. Мудрика,  обратим внимание на специфику вхождения школьника в детский загородный лагерь как в воспитательную организацию.  Житейский опыт подсказывает нам, что возможно несколько вариантов «вхождения», когда поездка в лагерь:

- результат выбора школьника на основе основательного представления о программе лагерной смены,

- инициатива родителей, школьник достаточно слабо представляет тематику смену, (выбор родителями программы может быть достаточно осознанным, либо связан с материальными причинами – низкая оплата, удобство по срокам проведения и т.д.),

- обусловлена членством школьника в каком-либо детском объединении (общественной организации, клубе, учреждении дополнительного образования). 

В зависимости от характера «вхождения» школьника в воспитательную организацию – «попадания» загородный детский лагерь как в пространственно-временную координату возникают следующие ситуации: ситуация высокой мотивации вследствие собственного выбора, ситуация низкой мотивации из-за принудительности отправки в лагерь. Специфика социального воспитания школьника в детском загородном детском лагере состоит в изначальной контрастной мотивации участников смены. Следовательно, особо важной становится социально-педагогическая задача создания мотивоообразующих условий.

Летний сезон самых продолжительных  каникул определяется возможностями максимально использовать  наиболее благоприятное для человеческого организма время года – лето. Поэтому воспитание в условиях летних каникул предполагает сочетание с решением такой социально-педагогической задачи как оздоровление - обеспечение равновесия организма с внешней средой устранением каких-либо выраженных изменений, связанных с болезнью. Важной чертой социального воспитания школьников в каникулярный период является оздоровление, за счет возможности проводить больше времени на воздухе, принимать солнечные ванны, повышения двигательной активности. С.И. Панченко указывает, что оздоравливающий эффект может обеспечиваться простым снижением нагрузки, улучшением освещения и режима проветривания, усилением занятий физкультурой, снижением стрессов, повышение качества питания, нормализации режима сна, регулирование распорядка дня.

Если в течение учебного года существует доминанта учебно-познавательной деятельности, то каникулы это – доминанта «не учебной деятельности», рекреация «разгрузка его жизнедеятельности, перерыв в обязательной деятельности, необходимый отдых как отстранение от всех забот». Каникулярный период отличается также иными возможностями для двигательной активности, здесь отсутствует плотный график почти каждодневной и многочасовой учебы. Отсюда с одной стороны социальные ожидания и детей и взрослых от каникул связаны с отдыхом, который понимается в широком диапазоне от ничегонеделания до возможности усиленно заняться изучением какой либо отрасли знания. Вот эта возможность понимать отдых по-разному и удерживать в сознании различные варианты понимания отдыха позволяет быть в достаточной степени свободным в выборе способа отдыха. Конечно, есть некоторые относительно объективные параметры каникулярного отдыха обусловленные «анти-работой», «анти-учебой» и задачи «снять  утомление, напряжение и способствовать восстановлению работоспособности» (И.Н. Хуснутдинова). Если  учеба предполагает относительно статический образ жизни, то каникулярный отдых требует движения, если в учебных четвертях преобладают будни, определенная однородность, то каникулярный отдых соответственно должен быть событийным, если в учебное время присутствие взрослого сопряжено с контролем и директивной функцией, то в детском лагере взрослый – инициатор, партнер, помощник.

Пространственная координата характеризуется – вынесенностью воспитательного процесса за рамки привычной среды обитания, как правило, пространство детского каникулярного отдыха включает лес, водоем (река, озеро, море), удаленность от среды, интенсивно освоенной индустриальной деятельностью человека. Само пребывание в среде с минимальным вредным влиянием на организм  ребенка дает оздоравливающий эффект. Отсюда воспитание в загородном детском центре дает возможность использовать для оздоровления природные факторы.

Загородный детский лагерь располагается, как правило, в особой так называемой рекреационной зоне ли «зоне отдыха». Это специально выделяемая территория в пригородной местности, предназначенная для организации мест отдыха населения. Как правило, детский лагерь находится в лесу, у водоема (река, озеро, пруд). Часть детских центров располагаются на курортах (от нем. Kur - лечение и Ort - место) - особо охраняемых природных территориях, располагающих природными лечебными ресурсами, освоенных и используемых в лечебно-профилактических целях. Специфической чертой социального воспитания школьников в загородных детских лагерях можно считать возможность использовать природное окружение в качестве постоянно действующего фактора оздоровления детей.

Пространственная особенность социального воспитания школьника в загородном детском лагере состоит в формировании в том или ином учреждении традиций. Постепенно в обществе складываются представления о воспитании в том или ином лагере (детском центре). Так широкоизвестным в масштабе всей страны является «орлятское воспитание» - опыт Всероссийского детского центра «Орленок». Практически в каждом регионе есть свои известные загородные лагеря, обладающие блестящей репутацией. Репутация  может касаться только решения задач жизнеобеспечения («хорошо кормят», «комфортные спальные корпуса», «уникальный спортивный комплекс»), а может всей практики социального воспитания. Показательно, когда решается вопрос о посещении детского лагеря высокопоставленным руководителем, устройство детей из региона – побратима и проч.

К первой особенности следует отнести также сборность состава временного детско-подросткового объединения. По мнению А.Г. Кирпичника и В.П. Ижицкого именно в составе заключена важнейшая особенность этих объединений. Временный коллектив образуется из представителей различных постоянных групп и коллективов: «Здесь собираются учащиеся разных классов, школ, районов, иногда городов и республик, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга. Это существенно влияет на поведение юношей и девушек, на организацию жизни коллектива, его функции и воспитательные возможности. Дети, молодёжь привносят в новый коллектив свой опыт обществ, жизни, во временном коллективе быстрее завязываются контакты, возникают новые отношения, связи. Отсюда новая группа – определяет для школьника иное (субъективно иное) место в структуре межличностных от-ношений и новый опыт общения. Это дает основание рассматривать лагерь как своего рода коммуникативный тренинг. А социальное воспитание школьников в загородном лагере обладает значительными возможностями для развития коммуникативных способностей.

Как отмечает И.Л. Хуснутдинова социальное воспитание в детском загородном лагере - это смена формы и сферы общения, личных связей, пристрастий, симпатий . Здесь не стоит преувеличивать значение произвола школьника в выборе компаньонов, но при этом просто иная общность. группа в которой нет стереотипов восприятия в зависимости от академической успешности.

Жизнь школьника в загородном лагере отличается изолированностью от привычных условий существования – открытость новому опыту – пробе себя (от латин. probo - испытываю) в тех или иных сферах жизнедеятельности, от-ношениях, общении. Осуществлять пробу в данном случае значит проверять себя (испытывать себя, изучать собственные возможности), совершать  до-вольно непродолжительное, законченное действо, продуктом которого является опыт. Проба себя происходит в ограниченных обстоятельствах (локальных ситуациях), дающих право на ошибку.

Попав в новую среду, школьник получает возможность реализовать себя, компенсировать ранее не удовлетворённые потребности и интересы. Учащийся в определённой мере освобождается от представлений, оценок, сложившихся в семье, классе, среди друзей, снимаются стереотипы восприятия подростка, не тяготеют ожидания от поведения, не сказываются последствия академической неуспешности в школе.  Данное обстоятельство многими авторами рассматривается как социально-педагогическое терапевтический эффект. Действительно, ключевая социальная роль у детей и подростков – «школьник». отсюда многочисленные неудачи в учебе становятся основанием для формирования своего рода комплекса неудачника – соединение внешней оценки (учителя, родители, одноклассники) и самоотношения. Пребывание в загородном лагере способно прервать порочный круг – показать, что достижения в учебе не являются определяющим критерием значимости  человека. Жизнедеятельность временного объединения предоставляет возможность получения опыта индивидуального успеха.

В течение учебного года в достаточно ограниченном объеме школьники могут реализовать свою тягу к риску, возрастную потребность действовать при неблагоприятных условиях, это при недостаточном внимании к данному обстоятельству в свою очередь приводят к различного рода отклонениям в поведении (И.Н. Хуснутдинова) . Сформулируем такую специфическую черту социального воспитания школьника в загородных детских лагерях поддержка осуществления подростками потребностей к приключениям, романтике, преодоления трудностей, педагогическое регулирование нарушений подростками установленных правил и дисциплины.

Оказавшись в непривычной новой ситуации, при снятии привычных форм контроля и санкций со стороны взрослых подросток стремится к различного рода социальным пробам на грани или даже за гранью установленных правил. Привлекательность запретного плода приводит школьников в лагере к пробному употреблению психоактивных веществ (курению, алкоголю и т.п.).

Вторую особенность воспитания в загородном детском центре назовем организационной, так как в данном случае следует говорить о рамках и способах организации времени, пространства и коллективной жизнедеятельности.

Основной формой организации социального воспитания школьников в загородном детском центре является лагерная смена – относительно целостная пространственно-временная структура взаимодействия участников процесса воспитания. Лагерная смена традиционно делиться на организационный (адаптационный), основной, заключительный (реадаптационный) периоды.

Классическая характеристика временного коллектива детского центра отдыха состоит в том, что «максимальный срок существования … не превышает обычно 40-45 дней, а наиболее распространённый - 10- 26 дней» (А.Г.Кирпичник, В.П. Ижицкий). Как отмечают названные авторы «за 10-45 дней совершается законченный цикл развития временного коллектива: от рождения до прекращения существования. Во временном коллективе значительно ускоряется процесс образования коллектива. Уже к 3-4-му дню он обладает всеми основными признаками коллектива, а к завершающей стадии может стать сплочённой общностью. Во временном коллективе учащийся, как правило, видит непосредственные результаты своей деятельности, что положительно влияет на активность личности, самочувствие в коллективе.

, поэтому в этот период не происходит значимых возрастных изменений в личности его членов.

А.Г. Кирпичник, В. П. Ижицкий.

Автономность В. к. проявляется во временном ослаблении влияния на личность школьника семейного, школьного, классного, неформального и др. коллективов. В то же время автономность, как справедливо считает БЛ.Гиндис, создает объективно благоприятные условия для проведения единого педагогического воздействия, способствует интенсивности воспитательного процесса.

А.Г.Кирпичник и В.П.Ижицкий указывают на завершенность деятельности и развития временного коллектива.

Ограниченность по времени и кратковременность задают - интенсивность

После того, так стала широко известная песня  О. Митяева «Лето это маленькая жизнь», многие педагоги – организаторы летнего отдыха перенесли эту метафору на лагерную смену. Лагерная смена субъективно представляет собой достаточно завершенный отрезок жизни: встреча, узнавание, само- и взаимо - раскрытие, прощание и разъезд. Поэтому для подростков и старшеклассников лагерная смена может рассматриваться как своего рода индивидуальный проект: самоопределение, проектирование, реализация, рефлексия. На практике последовательной реализации схемы проектной деятельности зачастую мешает высокий темп, эмоциональный накал смены, а иногда и заорганизованность.

Временное объединение, как правило, имеет четко обозначенное пространство жизнедеятельности. Создаются условия, при которых за счет ослабления других влияний, особенно отрицательных, усиливается воспитательное воздействие временного коллектива (О.С.Газман, Т.В.Говорун, В.Д.Иванов, А.Г.Кирпичник, Л.К.Кленевская).

Временная ограниченность жизнедеятельности детского загородного лагеря снижает возможность негативных последствий опытно-экспериментальной работы, что «даёт возможность проверить на практике творческие идеи педагогов, экспериментальные формы и методы воспитательной работы и т. д.

Общепризнанной является положением, что во временном коллективе «создаётся особая педагогически управляемая среда, позволяющая закрепить в течение короткого времени положительный опыт школьника» .

Попадая в загородный детский лагерь, ребенок пространственно отчуждается на время смены от института семьи, от собственных родителей обеспечивающих удовлетворение потребностей, уход, защиту, представление интересов. Данное обстоятельство имеет как положительное значение - предоставляет возможности проявления самостоятельности, а с другой ребенок остается один на один с физиологическими, бытовыми, эмоциональными и межличностными проблемами.

 

Литература:

1. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере [Текст] : из опыта работы Всероссийского пионер. лагеря "Орленок" / О. С. Газман, В. Ф. Матвеев. ­ М. : Педагогика, 1982. ­ 96 с

2. Генисаретский О.И. О местном ведении и понимающем самоуправлении / О. И. Генисаретский // Стратегическое планирование в муниципальном управлении. - Введение в предмет. - М.: МОНФ, 2000. - С.202-224.

3. Кирпичник А.Г., Ижицкий В.П. Летние объединения старшеклассников / А. Г. Кирпичник, В. П. Ижицкий. – М. : Знание, 1984. - 80 с.

4. Люлюк А.М. Организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД : автореф. дис. канд. пед. наук / А. М. Люлюк. - Кострома, 2006.- 26 с.

5. Мухина В.С. Основы воспитания и развития личности подростка в условиях временных объединений / В. С. Мухина // Развитие личности.- 1999.- №3.- С. 4 -14. ISSN 2071-9787

6. Хуснутдинова И.Н. О педагогическом содержании понятия «летний отдых» / И. Н. Хуснутдинова // Развитие личности.- 2000.- №1.- С. 45-51. - ISSN 2071-9787

7. Чепелева Л. М. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка: автореф. дис. ... канд. пси-хол. Наук / Л. М. Чепелева. - Краснодар, 2001. - 157 с.

 

Скачать текст

var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0