Пятница, 20.06.2025, 01:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Социальная педагогика (модульная технология в педагогике)

Ребёнок и закономерности его социализации – объект и предмет социальной педагогики

Егорова Наталия

Скачать презентацию

 

1.       Внешние и внутренние факторы развития ребёнка.

2.       Противоречия – движущие силы развития ребёнка.

3.       Влияние среды на развитие ребёнка.

4.       Усвоение социальных ролей

 

1.       Внешние и внутренние факторы развития ребёнка.

Существует множество аспектов, изменяющих личность. Ученые уже много времени занимаются их изучением и приходят к выводу, что в формировании личности задействована вся окружающая среда, вплоть до климата и географического положения. На становление личности оказывают влияние внутренние (биологические) и внешние (соци¬альные) факторы.

Фактор (от лат. factor — делающий — производящий) — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

Из биологических факторов основное влияние оказывают генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

(Внутренние) Под биологическими факторами понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу.

Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.

По наследству от родителей к детям передаются:

1) анатомо-физиологическая структура

Отражает видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (задатки речи, прямо хождения, мышления, трудовой деятельности).

2) физические данные

Внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи.

3) физиологические особенности

Обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма.

4) особенности нервной системы

Строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности.

5) аномалии в развитии организма

Дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть».

6) предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера

Гемофилия (болезни крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные расстройства (карликовости и др.).

7) врожденные особенности человека

Связаны с изменением генотипа, приобретенные вследствие неблагоприятных жизненных условий (осложнения после болезни, физические травмы или недосмотр при развитии ребенка, нарушение режима питания, труда, закаливания организма и т. д.).

 (Внешние) 1) На развитие человека влияет не только наследственность, но и среда.

Среда — эта реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека (географическая, национальная, школьная, семейная; социальная среда — общественный строй, система производственных отношений» материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.)

2) Всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их оценки степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Общение является важным фактором, влияющим на развитие человека.

Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отно-шений. Личность формируется только в общении, взаимодей¬ствии с другими людьми. Вне человеческого общества ду¬ховное, социальное, психическое развитие происходить не может.

3) Кроме перечисленных выше важным фактором, оказы¬вающим влияние на формирование личности, является воспитание.

Воспитание - это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), выступающее своеобразным механизмом управления процессами социализации.

4) На развитие личностных качеств большое влияние ока¬зывает коллективная деятельность.

Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллек¬тив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

5) в формировании личности велика роль самовоспитания.

Самовоспитание — воспитание себя, работа над своей личностью. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

 

2. Противоречия – движущие силы развития ребёнка.

Виды противоречий: 

Внешние противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром.  Общие (универсальные) противоречия как источник развития каждого человека и всех людей. Например, противоречия между духовными и материальными потребностями, между сознанием и поведением (особенно в школьном возрасте), между потребностями и возможностями их удовлетворения.

Индивидуальные противоречия, обусловленные конкретной ситуацией развития каждого человека. На разрешение этих противоречий построен практически весь процесс самовоспитания: не мог - теперь могу, не умел - теперь умею, не знал - теперь знаю…

Общественное противоречие, возникающее в результате развития производительных сил закосневшими и устаревшими производственными отношениями. Проявляется в общественном воспитании виде упрочнения консервативных подходов к подготовке подрастающего поколения. Организация общественной жизни и подготовки производительных сил в нашем обществе на основе исключительно государственной собственности привела к сдерживанию роста производства. Абсолютизация государственной собственности и плановость часто сковывали активность и инициативу творческой личности. В системе образования это выразилось в её некоторой формализации и единообразии содержания, форм и методов.

Противоречие возникает на стыке требований жизни и уровня готовности детей к участию в общественной жизни и производства. Осмысление требований к жизни, приведение содержания к организации воспитания в соответствие с этими требованиями запаздывает, задерживается, отстаёт от бурного развития научно-технического процесса. По мере углубления этого противоречия необходимо своевременно подмечать и устранять возникающие «застойные» и консервативные явления, мешающие прогрессивной подготовке подрастающих поколений. Его разрешение требует ритмичного и систематического обновления содержания воспитания и обучения, приведения в соответствие с требованиями организации и методов воспитания и обучения. Это есть противоречие между новыми условиями общественной жизни и устаревшими способами подготовки к ней.

Противоречие воспитания обнаруживается между активно-деятельной природой ребёнка, его стремлением к участию в общественной жизни, деятельности, многообразных отношениях, общении и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального, действенного участия в жизненном процессе, его природной и социальной незрелостью.

Это противоречие является реальной движущей силой, стимулом для детей к познанию, к активному участию в воспитательном процессе. Оно обуславливает положение ребёнка в образовательно-воспитательной подготовке к участию в жизни общества не только как объекта, но и субъекта воспитательного взаимодействия.

 

3. Влияние среды на развитие ребёнка.

В настоящее время принято много говорить о влиянии среды на развитие ребенка. Зачастую взрослые перекладывают ответственность за неудачи и промахи в воспитании именно на негативное влияние среды, ругая все и вся и не задумываясь о своей роли в этом вопросе. Аргументы звучат как оправдание: «В наше время такого не было…», «Мы были самостоятельнее…», «Я в твоем возрасте уже…» и так далее. Взрослый в таком случае хочет казаться примером, но добивается обратного эффекта. Ребенок начинает чувствовать себя виноватым, хотя не понимает — в чем именно. Авторитет родителя не растет, доверие к нему и его аргументам пропадает. Зато растет авторитет той самой среды, которую противопоставляют таким замечательным качествам, как самодисциплина и ответственность. Где и в чем корень зла?                                                                                                        

Современный ребенок быстрее, чем взрослый, успевает освоить современные технологии. Смотрит те же фильмы и передачи, что и взрослые. Отлично ориентируется в марках машин, видах оружия, в рекламе. Путешествует с семьей, выезжает за границу. Владеет специфическим лексиконом компьютерных игр. Он многим интересуется, о многом рассуждает и на все имеет свою точку зрения. Но наряду с этим развивается дефицит общения не только со сверстниками, но и с мамой и папой, потому как современные родители – тоже жители 21 века! Они любят своего ребенка, заинтересованы в хороших результатах его развития и образования, понимают важность взаимодействия, но между желаемым и происходящим стоит время. Вернее, его нехватка. Возможно, это и есть та самая причина, по которой влияние среды усиливается, а взаимопонимание между родителями и ребенком – ослабевает.                                                                                                                                            

Что же такое – среда? Это все, что окружает и несет в себе информацию, а также оказывает влияние на жизнедеятельность людей независимо от возраста. Раз уж так остро стоит вопрос о влиянии среды на ребенка, то не стоит забывать и о влиянии среды на взрослого. Три компонента воспитания – ребенок – среда — взрослый, не будут противопоставляться, если развиваются в одном направлении, дополняют друг друга и подчиняются общим задачам.        Так, одна из главных задач – создание условий для успешности. Родитель стремиться к тому, чтобы его чадо было успешным и всесторонне развитым. Ребенок желает, чтобы родители были успешными и могли обеспечить ему достойные условия. Казалось бы, задача единая и определенная, но как быть с причиной того, что не все получается так, как хочется? Определяя причину в нехватке времени, устанавливаем препятствие. Работать в этом направлении необходимо взрослому, так как кроме него никто не изменит ситуацию к лучшему и препятствие не устранит. Выкраиваем время для общения – и полдела сделано.      Общение происходит. Но несет ли оно ту функцию, которая способствует достижению задачи? Можно предположить, что не в полной мере. Дело в том, что преимущественно общение выстраивается по принципу субъект — объектному, где ребенок подвергается назиданиям, поучениям и подводиться под различные сравнения с недавним детством родителя. Интерес односторонен, потому как данная модель взаимодействия в современном мире недопустима и неэффективна. Придется взрослому не только занять позицию субъекта, но и признать ребенка полноправным партнером общения. Никаких назиданий, только совместное развитие, потому как ваш ребенок способен научить и заинтересовать вас так же, как и вы его. 

В этом и есть разница между детьми прошлых лет и современным подрастающим поколением.                                                                                                         

Провели корректировку в вопросе нехватки времени, общение по принципу партнерства организовали. Три четверти на пути к своей цели прошли. Дело за средой. В это место непременно сил уйдет больше, ведь свою роль и значимость взрослому надо заработать и доказать. Придется низвергнуть среду из статуса компонента воспитания и сделать ее средством. Именно среда, которую взрослые обвиняют в излишнем негативном влиянии на ребенка, станет их верным орудием в достижении задач. Использовать можно все, что сблизит вас и сделает общение ярким и насыщенным. Развитие у партнеров – ребенка и взрослого – будет происходить в двустороннем порядке. Чем больше даете, тем больше отдача. Этот закон старый, как мир, но никогда он не оценивается так, как в ситуации субъект — субъектного взаимодействия.                                                                                                                                               

Таким образом, можно подчеркнуть следующее. Среда не должна заменять родителей. Взрослым необходимо бороться с нехваткой времени. Важно помнить, что современный ребенок – полноправный партнер в общении. Осознавая это, взрослый не только помогает развитию ребенка, но и сам развивается. Среда в таком случае является средством на пути достижения целей и задач.

 

4. Усвоение социальных ролей

Впервые определение социальной роли было дано американским социологом Р. Линтоном в 1936 г. Он рассматривал социальную роль как динамическую сторону социального статуса, как его функцию, связанную с набором норм, в соответствии с которыми должна вести себя в определенных ситуациях личность. Эти нормы определяют те виды поведения, которые человек, обладающий данным социальным статусом, может осуществлять по отношению к лицу с другим статусом и, наоборот, поступки второго лица по отношению к первому. Понятие социальной роли, таким образом, относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении длительного времени личность воспроизводит в определенных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, т.е. его определенные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей. Поэтому социальную роль можно определить и как совокупность ожиданий и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимающим определенные статусные позиции. Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных социальных нормах.                                                        Следовательно, социальная роль, возникая в связи с конкретной социальной позицией (статусом), занимаемой данной личностью в социально-стратификационной структуре общества, выступает вместе с тем в качестве конкретного, нормативно одобряемого способа поведения, обязательного для данной личности. Поэтому социальные роли, выполняемые тем или иным индивидом, становятся решающей характеристикой его личности.

В результате, понятие социальной роли можно сформулировать как ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования к личности вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям.                                                                                                                                                Освоение ролей происходит в процессе социализации, причем число их постоянно увеличивается. В раннем детстве человек выполняет роль ребенка, которому прививают определенные правила игры. Затем к нему добавляется роль воспитанника детсада и т.д. В дальнейшем ребенок выполняет роль учащегося, члена молодежной группы.                                                                                                     Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт: родители и сверстники ожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля, не может одновременно соответствовать их ожиданиям.                                                                                 

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

Масштаб. Некоторые роли ограничены определенными аспектами взаимодействия людей. Так, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана.

Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными. правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения.

Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами.

Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами - его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но, например, священник трудится главным образом ради общественного блага.

Любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

Социальные роли и их значение для человека по-разному интерпретируются в научной литературе.

Бихевиористская концепция социальной роли ограничивает предмет исследования непосредственно наблюдаемым поведением людей, взаимодействием индивидов: действие одного оказывается стимулом, вызывающим ответную реакцию другого. Это позволяет описать процесс взаимодействия, но не раскрывает внутренней стороны личности, характера общественных отношений, ролей и социальных ожиданий. Внутренняя структура личности (идеи, желания, установки) располагает к одним, но не способствует выбору других ролей.

Социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества. Так, по мысли Э. Фромма "Человек продает не только товары, но продает самого себя и ощущает себя товаром... Если качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, то у него нет вообще никаких качеств...".

Социальная роль - ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям.

Основные характеристики социальной роли - эмоциональность; способ получения; масштаб; формализация и мотивация. В целом, социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества.

 

Список литературы:

1.       Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. - М.: Ред-изд. центр Консорциума "Социальное здоровье России", 1995. – 126 с.

2.       Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких учеб. пособие / 2-е изд., доп. — М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005. — 494 с. — ISBN 5-89502-661-3. — Серия «Библиотека психолога».

3.       Капустина, Г. М. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития / Г. М. Капустина // Дефектология. - 1994. - № 5. - С. 56-62. - ISSN: 0130-3074

4.       Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика [Тект]: учебно-методическое пособие/ Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с. – ISBN 5-940352-06-5.

5.       Петровский А. В. ,Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии [Тект]: учебное пособие для ВУЗов - М.: Инфра-М,1998. 528с. – ISBN 5862258124

6.       Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / И.П. Подласый. ­ М. : Владос, 2002. ­ 352 с. ­ ISBN 5­691­00933­8

7.       Демидова И.И. Опыт разработки методики социализации школьников в социально-бытовой сфере. Сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, часть 1. – МЦКО, 2010

 

Скачать текст

Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0